В Восточной Европе проживают сотни тысяч выживших во время Холокоста, которым сегодня необходима помощь, пишет Die Welt. Автор публикации рассказывает о судьбе забытых жертв той трагедии.
"Ветераны с гордостью демонстрируют свою форму и ордена. Пожилые женщины принарядились по случаю Дня защитника Отечества", - пишет Алан Позенер, побывавший на праздничном мероприятии в еврейском благотворительном обществе "Хесед" в Киеве. Все эти люди пережили Холокост: кто на фронте, кто в чужих краях, а кто в гетто или концлагере.
В Бабьем Яре солдатами немецкого вермахта, членами отрядов СС при участии членов примкнувших к нацистам украинских подразделений были расстреляны десятки тысяч евреев, преимущественно стариков, женщин и детей, отмечает издание. "Там, где люди снимали с себя одежду и подходили к краю обрыва, сегодня стоит лишь менора".
"Мы приехали на Украину, - рассказывает Алан Позенер, - чтобы выслушать забытых жертв Холокоста". Таких, как Евгения, которая провела свое детство в гетто и концлагере. К ней регулярно приходит помощница из "Хеседа", которая помогает ей по хозяйству, приносит лекарства. Финансируется подобная помощь за счет средств из Германии по инициативе Конференции еврейских материальных претензий к Германии (Jewish Material Claims Against Germany).
О евреях заботится и такая организация, как American Jewish Joint Distribution Committee, продолжает издание, сокращенно Joint ("Джойнт"). Ее цель - помогать евреям на всей планете. Шаули Дритер, представитель этой организации, с которым в Киеве встретился автор публикации, может поведать бесконечно много историй: и о евреях, спасенных в Руанде во время гражданской войны, и о том, как в ходе войны в Косово Joint при содействии албанского мафиози создал лагерь для беженцев. "Сегодня Шаули по заданию Joint курсирует между Иерусалимом, Киевом, Днепропетровском и Харьковом", - замечает немецкий журналист.
Все усложняется тем, отмечает журналист, что на Украине не существует социальной сети - выполнение элементарных социальных услуг берут на себя филиалы организации "Хесед", расположенные в Киеве, Житомире, Виннице и Львове. Половина из 17 тысяч "клиентов" - старики, пережившие Холокост.
По словам руководительницы курсов по изучению еврейской истории и культуры в Житомире, в советское время приходилось скрывать свою национальность от соседей. Не говоря уже о статусе жертвы Холокоста. "Во-первых, советским идеалом всегда был герой, партизан, а во-вторых, те, кто пережил гетто, лагеря или тюрьмы, рисковали быть обвиненными в коллаборационизме".
Самое главное, продолжает журналист, что в "Хеседе" тепло и светло. "Это важно для страны, которой каждую зиму Россия перекрывает газ". Некоторые приходят сюда просто для того, чтобы иметь возможность воспользоваться горячим душем.
Украину, которая в настоящее время занята поиском национальной идентичности и самоутверждением в отношении соседней России, мало заботит история своего собственного неоднозначного отношения к евреям. На территории одной только Западной Украины французский священник Патрик Дебуа обнаружил 500 безымянных массовых захоронений.
Обеспечить достойную старость последним из выживших в Холокосте - вот тот минимум, который, по мнению автора, должен быть им гарантирован. Однако денег не хватает и на это, добавляет он. Claims Conference на будущей неделе будет обсуждать с министерством финансов ФРГ вопрос о предоставлении дополнительных средств: "Учитывая возраст нуждающихся - сумма сравнительно небольшая, уж точно меньше, чем было потрачено на строительство шикарного здания посольства в Киеве".
|