АК “Транснефть” обратилась в правительство с просьбой решить на межгосударственном уровне проблему технологической нефти, условно находящейся в нефтепроводах, соединяющих Россию и Казахстан. Соответствующее обращение вице-премьеру Игорю Шувалову в декабре направил президент компании Николай Токарев. “Переписав” на себя 141,8 тыс. т технологической нефти, “Транснефть” готова “передать” партнерам в Казахстане 62 тыс. т, доплатив порядка $65 млн. Об этом пишут “Известия”.
Как следует из его письма вице-премьеру (имеется в распоряжении издания), это уже четвертое за минувший год обращение “Транснефти” к правительству по поводу технологической нефти в нефтепроводе между двумя странами. Николай Токарев отмечает, что компания не имеет полномочий для самостоятельного решения данного вопроса и просит вынести его на обсуждение Межправительственной комиссии по сотрудничеству России и Казахстана. По данным “Транснефти”, общий объем технологической нефти в трубе Омск–Павлодар и ТОН-2 оценивается в 203,8 тыс. т.
“Заключение данного международного договора, обладающего наднациональным характером, позволит избежать оспаривания данного вопроса в судебных органах и обеспечит вовлеченность в его решение всех заинтересованных сторон”, – пишет Николай Токарев.
Как рассказал пресс-секретарь “Транснефти” Игорь Демин, суть в том, что, когда в 1992 году принималось решение о “разделении труб”, вопрос права собственности на технологический объем нефти (то, что постоянно остается в трубопроводе для поддержания давления) “выпал” из поля зрения чиновников. Дело усложняется тем, что трубопроводы в СССР прокладывали, руководствуясь не административным делением республик, а рельефом местности. Как результат, после отделения Казахстана на территории соседней республики осталась часть российского трубопровода, нефть оказалась на балансе “Транснефти”, в аналогичной ситуации оказалась и казахстанская “КазТрансОйл”. Речь идет о 62 и 141,8 тыс. т соответственно.
- Технологически процессу перекачки нефти это не мешает. Но вопрос решать надо, мало ли как может получиться в дальнейшем. Фактически у нас на балансе сейчас находится нефть, которая нам не принадлежит. А та нефть, которая принадлежит нам, числится на балансе у “КазТрансОйл”, – говорит Демин. – На сегодняшний день принципиальная договоренность между нефтяниками есть, найден компромиссный вариант, по которому идет виртуальный обмен объемами нефти, и мы со своей стороны компенсируем разницу объемов деньгами, доплатив по той цене, которая будет на момент оформления договора. Речь идет примерно о $65 млн. Или нефтью – тут возможны варианты. Однако решения такого уровня должны приниматься на уровне правительства и межправительственной комиссии, мы просто не имеем на это права.
Исходя из баланса объемов, сумма, предлагаемая к доплате “Транснефтью”, выглядит адекватной, говорит аналитик ИФД “Капитал” Виталий Крюков. Объем оценен исходя из текущих мировых цен на нефть.
Как сообщил “Известиям” федеральный чиновник, тема обсуждалась на заседании комиссии Россия–Казахстан и в кулуарах на заседании Евразийской экономической комиссии.
- Однако основная часть работы по этой проблеме лежит на участниках нефтяного рынка, – говорит федеральный чиновник. – Там идет общение, но официальных решений пока не принято.
Как сообщили в пресс-службе Минэнерго, в декабре на заседании межгосударственной комиссии по этому вопросу было принято единственное решение – ответственным ведомством по урегулированию проблемы с российской стороны было назначено Росимущество. Получить комментарий в агентстве вчера не удалось.
|