Цены на нефть ведут себя довольно странно, поскольку впервые за долгое время долгосрочные фьючерсные контракты с поставкой в 2017 году повторяют динамику более краткосрочных сделок. И на то есть свое объяснение.
Факторы, которые влияют на динамику стоимости барреля нефти сегодня, а также те факторы, которые могут повлиять на нее в среднесрочной и долгосрочной перспективе, связаны сегодня в основном с новостным фоном.
Долговой кризис в Греции едва ли стоит рассматривать серьезной помехой для нефтетрейдеров, если не закладывать в прогноз риск распада еврозоны, что сегодня пока выглядит лишь как гипотеза. Пока этот радикальный сценарий трудно представить, поэтому и возлагать на него вину за вряд ли стоит. На долгосрочные контракты, а именно на декабрьские фьючерсы 2017 года, этот фактор едва ли оказывает существенное влияние.
Да и обвал фондовых рынков Китай также можно рассматривать лишь как краткосрочный фактор, поскольку реальной связи между пузырем на биржевых площадках КНР и спросом на сырье нет. Безусловно, исключать такую возможность нельзя, однако сегодня обвал китайского фондового рынка хоть головная боль для самого Китая и его инвесторов, но все-таки не повод сворачивать промышленное производство.
Достаточно серьезную роль в нефтяном ценообразовании как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективах играет сильный доллар США. Осенью или зимой 2015 года США могут начать сворачивать программу количественного смягчения — хотя далеко и не факт! — и это обеспечит дополнительную поддержку американской валюте. Но все-таки и доллар не может стать причиной достаточно резких и одинаковых колебаний цен фьючерсных контрактов на 2015 и 2017 годы.
И вот здесь можно вспомнить о переговорах по вопросу иранской ядерной программы (ИЯП): если они закончатся успешно, то появляется реальная перспектива снятия энергетического эмбарго с Ирана, в результате чего один из крупнейших поставщиков нефти в ОПЕК начнет увеличивать свою долю экспорта на мировом рынке нефти. Причем дополнительные иранские объемы вряд ли будут компенсированы снижением производства в других государствах ОПЕК, а также в России, в частности.
Еще один немаловажный момент — добыча сланцевых углеводородов в США. Если еще недавно многие эксперты утверждали, что рентабельность добычи на большинстве сланцевых месторождений варьируется в районе 65-70 долларов за баррель, а то и больше, то сегодня они эту планку заметно опустили. Некоторые эксперты утверждают, что для ряда добытчиков сланцевой нефти в США рентабельность снизилась даже до 20 долларов за баррель из-за совершенствования технологий добычи. И это уже существенно меняет картину, которая может сложиться на мировом рынке нефти в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Несмотря на то, что количество буровых в США уже полгода неустанно снижается,объемы добычи меньше не становятся. Ясно одно — издержки нефтедобывающих компаний в США существенно снижаются. Если это так, то котировкам нефти есть куда падать — сланцевики США не будут банкротится пачками и переживут период низких цен, попутно наращивая производство, несмотря на то что нефть стоит уже дешевле 60 долларов за баррель по марке Brent, а по американской WTI ближе к 50 долларам.
Эксперты и нефтетрейдеры вдруг сняли шоры с глаз и перестали считать США стороной, которая стремится удержать цены на нефть на уровне, который близок к 60 долларам за баррель. Получается, что дефицита на рынке нефти не предполагается, равно как не будет и дополнительного импульса к росту нефтяных котировок — баланс между спросом и предложением не придет к равновесному состоянию при нынешних ценах.
Косвенно факт того, что сланцевики США достаточно комфортно себя чувствуют, подтверждает недавняя статистика. Впервые с декабря увеличилось число буровых вышек в США, причем сильнее, чем ожидалось, — сразу на 14 единиц. Вполне вероятно, что эта динамика указывает на приемлемую рентабельность добычи «черного золота» из сланцевых пород даже при низких ценах, которые сложились на мировом рынке нефти.
В банке Goldman Sachs утверждают, что издержки производителей за последнее время снизились на 30%, что и дает им возможность увеличивать производство, получая прибыль. По прогнозу банка, нефть будет скоро стоить дешево — причем не только в краткосрочной перспективе, но и в долгосрочной.
Отчасти снижение «длинных» фьючерсных контрактов объясняется и ростом спроса на хеджирование (защиту) на фоне подъема индекса волатильности. Однако некоторые эксперты не считают этот сценарий базовым. Представители профильной компании Mobius Risk Group заявляют, что в июне спрос на защиту от риска был выше, чем в первые дни июля.
Несомненно, можно допустить, что рынок может и ошибаться, что случалось не раз. Если сланцевые активы в итоге окажутся не такими рентабельными, как об этом сегодня думают, то динамика долгосрочных контрактов может сильно измениться, поскольку инвесторы будут ждать либо волны спада производства в США, либо череды банкротств компаний, добывающих сланцевые углеводороды.
|