Как долго будут снижаться цены на нефть и до какого уровня они могут упасть, задается вопросом обозреватель Стивен Мафсон в одном из блогов The Washington Post?
«Остается лишь гадать», — пишет он. Сегодня котировки нефти обвалились до минимума за последние почти шесть лет.
И будет ли когда-либо нефть стоить 100 долларов за баррель, снова вопрошает автор, как бы переадресовывая вопрос, который был недавно задан министру нефти Саудовской Аравии Али аль-Наими. Тот ответил: «Может быть, и не увидим (такой цены — ред.)».
Анализируя ситуацию, Мафсон предлагает учесть ряд моментов.
Во-первых, нынешние цены на нефть — это не «новая норма», а, в общем-то, достаточно старая, поскольку совсем недавно закончился 8-летний период, когда стоимость нефти была выше, чем когда-либо с периода 1979-1983 годов. По его мнению, сегодняшняя дешевая нефть все равно выше средних показателей с 1986 по 2004 годы. Так, летом 1986 года за баррель «черного золота» давали 10,91 доллара (23,79 доллара на нынешние деньги), а в конце 1998 года баррель стоил и того меньше — 9,39 доллара (примерно 13,64 долларов в современном пересчете).
Во-вторых, реальные перемены в сфере нефтедобычи и спроса, как правило, отстают от ценовых сигналов. Начиная с 2009 года, на фоне довольно высоких цен на нефть компании активно инвестировали в новые затратные проекты, себестоимость добычи в них была достаточно высокая. По мнению автора статьи, добыча на новых месторождениях все равно рано или поздно начнется, но пока компании будут вынуждены пережидать период низких цен и свернут инвестирование многих высокозатратных проектов.
«В итоге, когда изыскательские работы будут отложены, а спрос увеличится, цены снова пойдут вверх. Но в перспективе нескольких месяцев излишки предложения станут больше на 1 млн баррелей ежедневно, отмечается в последнем докладе Barclays для инвесторов», — пишет Мафсон.
В-третьих, Саудовская Аравия — главный инициатор обвала нефтяных цен, считает автор. «Ей (Саудовской Аравии — ред.) надоело снижать добычу нефти, чтобы удержать цены, на которых наживаются прочие страны-экспортеры, не только члены ОПЕК, но и преимущественно те, которые не являются членами ОПЕК», — пишет он.
По мнению автора, Саудовская Аравия будет и дальше железной рукой проводить свою политику и дожидаться, пока низкие цены спровоцируют отток инвестиций из новых проектов — к ним он относит российские проекты в Арктике, а также разработку сланцевых месторождений в США.
В общем-то, Мафсон придерживается точки зрения многих экспертов, которые считают, что Саудовская Аравия в состоянии выдержать долгий период низких цен на нефть, так как имеет очень крупный золотовалютный резерв (почти в два раза больше, чем у России — ред.).
«Правительство (саудитов — ред.) думает, что нефтедоходы снизятся на 32%. Вдобавок издержки на добычу в Саудовской Аравии — одни из самых низких в мире, с ними могут сравниться лишь Ирак и некоторые месторождения на территории России», — считает Мафсон.
Между тем, считает он, слова Аль-Наими о конце эпохи дорогой нефти, призвано напугать прежде всего нефтедобывающие компании. Министр Саудовской Аравии заявил, что дорогостоящие проекты по нефтедобыче вынуждено свернут многие компании в мире, а «страны Персидского залива и особенно наше королевство смогут продержаться».
«Аль-Наими также не принял всерьез страдания России и Ирана, заявив, что эти страны стали жертвой не только низких цен на нефть, но и «от своего поведения на политической арене», повлекшего санкции», — пишет автор.
По мнению Мафсона, излишки предложения нефти на глобальном рынке, которые образовались сегодня, — это лишь мизерная доля от общего мирового объема потребления «черного золота». Вполне вероятно, что срыв поставок из Ливии, как пример, и увеличение потребления в Соединенных Штатах, Европе и Китае восстановят пошатнувшееся равновесие. Однако потребление нефти находится не только в прямой зависимости от цен на этот вид энергоресурсов, отмечает автор. Так, в некоторых странах, например, — в Индонезии и Индии — урезано субсидирование на бензин. Меньше субсидий идет на американский автопром, на который давят стандарты эффективного потребления топлива. Экономический застой наблюдается в Европе.
К тому же появились и новые источники нефти — сланцевая нефть. Так, служба энергетической информации США сообщила, что в 2015 году ожидает добычу нефти в своей стране в среднем 9,3 млн баррелей ежедневно, что на 700 ты. баррелей больше, чем добывалось в 2014 году, пишет Мафсон, по мнению которого период низких цен все-таки завершится, а рынок нефти вступит в новую повышательную фазу.
«Нужно делать ставки на момент, когда цены начнут расти, а не на то, будут ли они расти вообще», — цитирует слова саудовского принца Мафсон.
|